Про блокадный Ленинград и пайковый хлеб
Жанна Гаврилова

В понедельник на "Разговорах о важном" во всех классах страны будет поднята тема тяжелого периода в истории нашей страны, тема лишений, голода, смертей, страха за себя и близких. Большинство детей не знает, что это такое. Большинство взрослых - тоже. Как учителю не соскользнуть в серию занимательных фактов? Как не впасть в другую крайность - не погрузить детей в боль, страх, вину? Здесь мои мысли об этом
В Пн на «Разговорах о важном» во всех классах страны будет поднята тема блокады Ленинграда. И про голод, и про хлебные пайки взрослые люди будут говорить детям еще не один раз в этом году. В условно сытом XXI веке взрослые, не знавшие голода, будут убеждать детей и подростков в ценности хлеба. Того самого хлеба, который во многих семьях сейчас даже не едят.

Война и послевоенные годы сделали еду огромной ценностью: хлеб и молоко - это уже ого-го как хорошо, это уже точно не смерть. Накормить другого - проявить реальную заботу. Помочь выжить.

И потом десятилетиями в детских садах и школах детям внушали ценность хлеба, даже благоговение перед ним. Только в восьмидесятых годах этот запал стал ослабевать. Но тогда бабушки и дедушки, пережившие голод в войну, ругали дома детей за выброшенную в ведро корочку хлеба - святотатство! Да и родители твердили детям: «Ешь с хлебом! Доедай все, что на тарелке, и добавки проси». Время, когда сытый, здоровый и тепло одетый ребёнок = хорошие родители.

Среднестатистическая семья в 2023 году не голодает. Взрослым не нужно отказываться от еды, чтобы ее хватило детям. Большинство семей ежедневно выбрасывает еду - не доели, испортилась, не понравилась. Еда давным-давно не дефицит. Да, деликатесы бывают редко, но обычная еда доступна. В XXI веке мы учим детей понимать свое тело - это люблю, а это нет; мне жарко - сниму шапку/варежки - и доверять своим чувствам. Нашим детям не грозит голод. И даже если они не пообедают, то ничего страшного не случится - перекусят тем, что есть в холодильнике или съедят яблоко/банан. Хлеб? Какое место в жизни ребёнка он занимает? Является ли ценностью в жизни современного взрослого человека? Я могу съесть кусочек при случае, но если купим целую булку, он так и заплесневеет в хлебнице. И так во многих семьях.

И тут на уроке учительница, которая сама, возможно, хлеб не ест, начинает убеждать класс, что хлеб - это святыня. Тут не сработает повторение слов, которые мы сами слышали в детстве. Слишком изменилась жизнь с тех пор. И это здорово! Здорово, что еда больше не определяет выживание. Здорово, что наши ценности сместились от еды (как ресурса для жизни) к поддержке, безопасности, самореализации.

Еда по прежнему важна, но теперь она не только питание, но и удовольствие, утешение, способ проявить заботу, порадовать. Пусть так и будет! Пусть еда останется едой. Страшно, когда это не так. И мне кажется, что это совсем не детский вопрос.
Недавняя история
Про различия ценностей и триггерные ситуации
В московской школе восьмиклассник уронил сосиску в тесте на пол и его товарищи начали ее пинать. Дежуривший в столовой учитель схватил мальчишек и тряс потеряв контроль над собой. За то, что пинают еду. А в войну люди голодали. Это пример того, как для взрослого человека еда оказалась ценнее человека. В соцсетях многие поддержали этого учителя. Хотя, могу поспорить, упавшую на пол еду, они отправляют не в рот, а в мусорное ведро.
Футбол едой попал в больное место: наши родители, бабушки и дедушки заботились о нас через еду - накормить, значит дать шанс выжить. И те взрослые, которые писали про подростков: «обнаглели, ноги бы им поотрывать, ничего святого нет», они писали не про кусок дешевого теста с сосиской (как говорят «из туалетной бумаги») внутри - им кажется, - пинали добрые бабушкины руки, которые месили тесто рано утром, бабушкины отекшие ноги, на которых тяжело стоять, пока месишь тесто, ее кошелек, из которого она достала последние деньги, чтобы добыть дефицитные сосиски, ее глаза, с которых она украдкой вытирала слезы, когда смотрела, как ест внучек - вырастит большой и здоровый, уж бабушка постарается.

Наше детство прошло в культуре, где хлеб был ценностью. Не сам хлеб, нет - в нашем детстве хлебом бросались в столовой и он плюхался в тарелки с едой, расплескивая суп или рассыпая макароны по столу. За это отчитывали, стыдили, потому что так нельзя.
Комментарий в соцсети
Для детей в 2023 году хлеб - просто еда, обычная, не вкусная даже. Хлеб давно перестал быть ценностью. Не только для детей. Для взрослых тоже. Так стоит ли удивляться тому, что дети его не ценят?

Да-да, не ценят тот самый серый хлеб, наваленный на поднос в столовой рядом с ложками и вилками. Такое место хлебу определили взрослые - сотрудники школы - те самые, которые испытывают потом возмущение.

Но разве к тому, что ценно, взрослые так относятся?! Разве не хранят ценное бережно? Не берут в руки аккуратно? Не распределяют поровну, чтобы никого не обделить?
Так в детях ли дело...
Давайте вернемся еще раз к хлебу в военные и послевоенные годы, к тому отношению к нему, которое несут в себе наши родители, бабушки/дедушки. Хлеб как синоним жизни, заботы, тепла рук, любви, безопасности, здоровья - то, что противопоставляется войне с ее смертями, болью, страхом, страданиями. Хлеб как спасение.
Люди, пережившие настоящий голод - тот, который становится угрозой жизни - помнят об этом всю жизнь, это тяжелейшая травма, влияющая на ощущения, принятие решений, поступки. И на воспитание детей, разумеется.

Вспомните, как в нашем детстве в школе и детском саду, с экранов телевизоров, со страниц книг и журналов говорили о хлебе. Как о символе мира, процветания, богатства, здоровья. Как трепетно авторы книг и учебников писали о пшенице, как уважительно с высоких трибун говорили о труде хлебороба - а теперь и слова такого нет.
Хлеб был образом мирной и сытой жизни - мечтой, до которой не дожили 27 миллионов.
Наши прадеды и деды, бабушки и мамы желали нам сытой безопасной жизни. Она наступила. Должно ли нам или детям в наших классах быть стыдно за то, что мы не ценим хлеб? Не ценим возможность есть несколько раз в день? Или все-таки нет?
Я уверена, что стыдно за доступность еды быть не должно. Я убеждена, что ребенку, отказывающемуся от какой-то еды тоже не должно быть стыдно. Стыд - плохое чувство, страх заслужить неодобрение, порицание - плохая мотивация для хороших поступков.

В истории человечества в целом и в истории нашей страны голод был множество раз, было много войн, смертей, страха. Более того, это все есть и сейчас. Люди и сейчас голодают и даже умирают от этого.
Это все происходит прямо сейчас, 2023 году - в XXI веке, рядом с нами. Мы видим это. Но отворачиваемся. Вот они - голод, болезни, боль, страх, безнадежность, смерть. Это для них, для этих людей, хлеб - ценность, потому что от его наличия зависит жизнь и смерть. Особенно зимой.

Невозможно убедить детей и подростков в ценности хлеба как ресурса для выживания, не показав им эту сторону жизни. Собрать весь не съеденный в столовой хлеб и отдать тем, кому он реально нужен. Как считаете, после этого те, кто участвовал в передаче хлеба бездомным, станут его разбрасывать по школе? Если лишнюю, не востребованную еду - в семье, в школе, в кафе/ресторане - не выбрасывать, а отдавать тем, кому эта еда необходима - вот он показатель ценности еды, как ресурса для жизни. И говоря о ценности хлеба на уроках/"разговорах"/внеклассных мероприятиях нужно помнить, что начинать нужно с себя. И никак иначе это не работает. Нужно создавать общество с культурой, где делиться едой - ценность.
Есть и ещё одна сторона
для меня она - очень личная, потому что это и моя история, история моей семьи
Голодают не только бездомные, не только спившиеся, опустившиеся взрослые люди. Дети тоже голодают.
И я сейчас не о детях в Африке или горячих точках. Я о детях и подростках в России. Вот прямо у нас в стране. Прямо сейчас. И знаете, что самое сложное для меня? Написать Вам о том, что подавляющее большинство этих детей ходят в школу. И мы, учителя, их видим.

Кто любит детей и подростков из неблагополучных семей? Они неопрятны, часто от них плохо пахнет, они бывают грубыми и агрессивными, не работают на уроке, не сдают домашнее задание - сплошное раздражение. Такие дети есть практически в каждом классе. Как часто взрослые люди в школе спрашивают их: ты сегодня ел?

Мои сыновья прошли через голод в биологической семье. Настоящий голод. Как и сотни тысяч других детей, родители которых не справились со своей жизнью. Эти дети решали вопросы выживания как умели. У меня есть фото сыновей из реабилитационного центра. От фото из концлагеря в начале статьи эти фотографии отличаются одеждой. Они ходили в школу. И в школе на классных часах поднимались вопросы блокады Ленинграда, Сталинградской битвы, голода и всего того, о чем принято говорить. Но вопрос о том, когда они ели и что именно это была за еда, не был задан ни разу. Это вызывает у меня страх. Моя злость перегорела, а страх остался. Страх за тысячи детей, которые испытывают голод на глазах у взрослых, которые смотрят и не видят. Взрослых, которых волнует, пинает ли кто-то в столовой хлеб, а не то, что голодного ребенка надо чем-то покормить или сообщить хотя бы в опеку.

Наши представления о жизни, справедливости, человечности и достойном поведении исказились. Нет, не у детей и подростков. У нас, у взрослых. Не каких-то там... а вот прямо у нас с вами. Мы еще помним о высоких идеалах, но перестаем видеть боль людей рядом с нами.

Дети чувствуют фальшь. И если мы не человечны сами, то им не об кого учиться человечности. Слова - это так, пыль, ерунда, можно говорить хоть заговориться. Дети и подростки смотрят на то, как мы живем. Живем. В реальности, не напоказ. Здесь и сейчас.

Мне сложно далась эта статья. Она написана кровью моего сердца. И я надеюсь, что хоть частичка этой боли попала вам в душу. Чтобы приходя в класс, каждый из нас думал о важном. Не о ценности пайка хлеба в истории, а о ценности человеческой жизни здесь и сейчас, и том, в чем мы готовы проявить эту ценность, и я имею в виду не слова.
Made on
Tilda