10 игр для улучшения познавательных психических процессов детей.
Мария Шварис

Данная статья позволит воспитателям, педагогам-психологам, методистам, учителям, родителям познакомиться с вариантами психологических игр, и погрузиться в творческий процесс их проведения.
В статье представлены игры, направленные на развитие внимания, памяти, мышления, речи и других познавательных психических процессов детей дошкольного, и младшего школьного возраста.

В предложенные игры можно играть как с группой детей, так и с отдельным ребёнком, а взрослый в процессе игр может не только следить за правильным их ходом, но и в большинстве случаев принимать в них участие. Это позволяет усилить интерес к игре, так как дети стремятся подражать взрослому и даже пытаются выделиться среди участников, поучаствовав, например, в игровом соревновании со взрослым.

Конкретные познавательные психические процессы включают в себя: память, внимание, мышление, речь, сообразительность, логику, сосредоточенность, наглядно-образное мышление.

Несмотря на то, что всем детям может понадобиться дополнительная практика с вышеупомянутыми навыками, есть те, кто в этом нуждается больше всего, часто эти дети дезорганизованы, с трудом выполняют задания, теряют предметы, испытывают трудности с концентрацией внимания в течение определенного периода времени и отказываются от сложных задач. Это дети, могли бы извлечь наибольшую пользу из практики предложенных игр.
Вот десять игр для улучшения познавательных психических процессов детей:
СЛУШАЙ, СЧИТАЙ, РИСУЙ
Навыки: развиваем внимание, слуховую память, графические навыки.

Как играть.
1 вариант: взрослый не очень быстро хлопает в ладоши, а ребёнок при этом на листе бумаги рисует кружки и считает хлопки. Игра проводятся в течении 1 минуты. Затем подсчитывается количество нарисованных ребёнком кружков с учётом подсчёта хлопков. Чем больше кружков нарисована и правильнее сосчитаны хлопки, тем выше оценка.

2 вариант: взрослый читает вслух небольшое предложение и в ходе чтения постукивает карандашом по столу. Ребёнок должен запомнить, о чём идёт речь в предложении, и при этом сосчитать количество ударов.

Если при игре присутствуют несколько детей, то можно провести соревнование: кто правильно сосчитал и запомнил смысл прочитанного предложения, тот и выиграл.

В качестве мини-приза победитель получает, например, синий кружок. Для того, чтобы никому не было обидно, игра проводиться несколько раз. В итоге подсчитывается количество кружков у каждого игрока и определяется главный победитель. Для командной игры, можно использовать кружки разного цвета, или с разным рисунком.

Для усложнения игры в последующее время количество предложений, используемых в тексте, увеличивается.

Для всех покупателей нашего магазина, данное пособие можно получить в подарок бесплатно!

АССОЦИАЦИИ
Навыки: развиваем память, приобретаем навыки ассоциативного мышления.

Как играть: взрослый произносит определённое слово, а ребёнок по ассоциации называет другие слова. Например, к слову «молоко» подходят слова «корова», «стакан», «сметана» и т.д.
МОЙ ОБЕД
Навыки: Развиваем память, логическое мышление, воображение.

Как играть: дети садятся в круг. Взрослый называет слово на определённую тему, например, еда. Первый ребёнок повторяет слово. Допустим это слово хлеб. Второй ребёнок должен повторить это слово и добавить своё на ту же тему. Например, хлеб молоко. Следующий ребёнок дополняет перечень своим словом. Игра продолжается по кругу до тех пор, пока кто-то из детей не ошибётся, т. е. не перечислит все названные слова. Затем тему игры можно поменять и проводить её так, чтобы начинал игру тот ребёнок, который ошибётся.

ПОСЛУШАЙ, И СПРОСИ
Навыки: развиваем слуховую память, внимание, мышление, речь.

Как играть: взрослый делит детей на 2 группы и объясняет им задания. Все дети должны внимательно слушать и запоминать содержание рассказа. Затем первая группа должна по первой части рассказа придумать 3 вопроса, на которые будут отвечать дети из второй группы. А дети из второй группы должны предложить три вопроса по второй части рассказа.

После того как рассказ прочитан, детям даётся некоторое время на обдумывание вопросов. Когда обе группы ответят на поставленные вопросы, то взрослый объявляет победителей по двум направлениям - за хорошие вопросы и за хорошие ответы. Таким образом взрослой определяет, какие дети слушали рассказ внимательнее, а какие были более внимательны при подготовке вопросов.

СЛОВА ИЗ ОДНОГО СЛОВА
Навыки: развиваем мышление, внимание, сообразительность.

Как играть: взрослый пишет на доске крупными буквами длинное слово, а дети должны придумать из его букв другие слова. При этом они должны сидеть так, чтобы соседям не были видны их записи. Время для размышления можно ограничить 5 минут. Далее дети меняются своими записями с соседями и таким образом проверяют, чтобы все придуманные слова состояли только из букв, написанных на доске. Неправильные слова можно вычеркнуть. Далее дети считают количество слов, и тот, кто написал их больше всех, выигрывает и придумывает новое длинное слово.

Пример слов: механизатор, индивидуальность, водопровод, атмосфера, коррекционный, железнодорожный.

СМОТРИ И ОТГАДЫВАЙ
Навыки: развиваем мыслительную деятельность, внимание, сосредоточенность, навыки овладения правильной речью.

Как играть: взрослый загадывает любой предмет, находящийся в комнате. Ребёнок должен при помощи наводящих вопросов взрослого угадать, что это за предмет. Вопросы могут касаться размеров, месторасположения, цвета, назначение предмета. Если после этих вопросов ребёнок не понял, о каком предмете идёт речь, то взрослый сам называет его и спрашивает ребёнка, почему он не догадался, в чём была для него сложность. После этого взрослой, учитывая предыдущие проблемы, снова загадывает какой-либо предмет.

Игра продолжается до тех пор, пока у ребёнка сохраняется к ней интерес.

Для игры можно использовать различные предметы, находящиеся в комнате.

Для того чтобы ребёнок с первого раза разобрался в правилах игры, можно предложить ему сначала самому загадать предмет, а взрослый при этом должен задавать соответствующие вопросы. Важно чтобы загаданный предмет не был слишком маленьким или большим. Он должен иметь средние размеры и находиться на видном месте.

Для того чтобы игра стала более интересной, можно разложить заранее в загадываемые предметы конфеты и сказать об этом ребёнку. Однако ребёнок должен будет взять конфету после того, как вслух поразмышляет над загаданным предметом и угадает его, а не просто будет перебирать всё, что находится в комнате. В этом случае игра будет продолжаться до тех пор, пока все конфеты не будут найдены. Для облегчения задания можно позволить ребёнку походить по комнате, а потом снова присесть и задавать вопросы взрослому.
ПОХОЖ - НЕ ПОХОЖ
Навыки: развиваем мышление, наблюдательность, речь.

Как играть: детям предлагается найти в комнате, или придумать два или три похожих предмета и рассказать в чём их сходство. Например, стул и табурет имеют гладкую поверхность и четыре ножки. Трудность игры заключается в том, что детям всегда легче найти различия, чем сходство.
ГЕОМЕТРИЯ ФИГУР
Навыки: развиваем логику, память, представление о геометрических фигурах, расширяем кругозор.

Как играть: взрослый показывает детям геометрическую фигуру и называет её. Дети по очереди называют предметы, которые похоже на эту фигуру, причём сначала называют то что съедобно, а когда запас детских знаний на данную тему исчерпан, то они могут использовать несъедобные предметы.

После того как с одной геометрической фигурой игра закончена, взрослый должен показать другую и назвать её. Далее задача детей будет такой же, как и первоначально. В итоге взрослый должен назвать столько победителей, сколько геометрических фигур продемонстрировано.
ПРИДУМАЙ ФРАЗУ
Навыки: развиваем логику, мышление, сообразительность.

Как играть: ведущий произносит какую-либо фразу, дети её продолжают, не нарушая логики. Например, чтобы выучить урок, нужно узнать домашнее задание; чтобы узнать домашнее задание, нужно открыть дневник; чтобы открыть дневник, нужно достать его из портфеля. Желательно, чтобы ведущий, прежде чем проговорить первую фразу, определил тему высказывания, в данном случае она касается уроков.

Игроки не должны выходить за рамки заданной темы. Это придаст игре определённую сложность, и на её последних этапах будет всё труднее придумывать логичные фразы. Поэтому победителем окажется тот, кто последним скажет логически правильно построенную фразу на данную тему.

Для усложнения игры можно уменьшить время на обдумывание очередной фразы, тогда игра приобретет характер соревнования. Желательно, чтобы в этой игре участвовало большое количество детей. Это поможет каждому из них получить больше времени на обдумывание.
Я ПОЭТ
Навыки: развиваем логику, мышление, умение переставлять слова и сохранять при этом смысл текста, расширяем словарный запас.

Как играть: взрослый даёт каждому ребёнку по листку. Задача детей - вставить, переставить или заменить в них некоторые слова так, чтобы по смыслу стихотворение оказалось логически правильным и все рифмы совпали. Можно установить на это определенное время, но не менее 5 мин. Можно предложить выполнить задание на скорость: кто быстрее, тот и поэт. Допускается вариант отличный от исходного, при условии, что логика и рифма присутствуют!!!

Если нет времени готовить материалы самостоятельно, можно использовать, готовый комплект с рабочими листами (распечатал и раздал) «Я поэт». 2 варианта игры ("Пропуск слова" - более простая версия, и "Путаница" - версия с более сложным заданием), по 12 рабочих листов на каждый вариант.
Дополнительно можно приобрести похожие игры с готовыми раздаточными материалами:
НАЗОВИ ЖИВОТНОЕ.
Навыки: развиваем внимание, слуховую память, знакомим с окружающим миром.

Как играть: взрослый читает стихотворение, ребёнок внимательно слушает. После того как он услышит в стихотворении слово, обозначающее животное, он должен хлопнуть в ладоши.

По окончании стихотворения ребёнок должен назвать и раскрасить животных, которые ему запомнились (используя раздаточный материал).

Пособие "Назови животное"
Можно приобрести в магазине
ЛОГИЧЕСКИЕ КАРТИНКИ.
Навыки: развиваем логику, условно-абстрактное и образное мышление, воображение.

Как играть: взрослый должен на клетчатом листе бумаги начертить одинаковые квадраты, небольшие по размеру, расположенные в один столбик. С правой стороны от каждого квадрата нужно написать любые слова, характеризующие какой-либо предмет, явление или событие. Например, зонт, улыбка, крик, весёлый и т.д. (или использовать готовый раздаточный материал v7detkam).
Задача ребёнка заключается в том, чтобы в каждом квадрате нарисовать картинку, логически подходящую для данного слова. Если у ребёнка возникнут вопросы или затруднения, например, он не может или не знает, как изобразить слово весёлый, то взрослый должен задать ему наводящие вопросы "Кто бывает весёлый" и др.).
Если ребёнок даёт несколько ответов, нарисовать должен только один, но самый верный. Например, если ребёнок сказал, что весёлыми бывают смех, книга, человек, то нарисовать он должен смех (например, изобразить его в виде улыбки), так как в отличие от других названных персонажей и предметов смех не бывает грустным.
Если возраст ребёнка не позволяет ему найти правильный ответ, то он должен нарисовать то, что ему хочется. В этом случае правильными ответами будут и книга, и человек.

Пособие "Логические картинки"
Можно приобрести в магазине
Сделайте ваши занятия веселыми и увлекательными! Игра — отличный способ внедрить данную практику в свою повседневную жизнь. Вы можете сыграть в игру в пятницу, после контрольной или в качестве награды класса.

Педагог-психолог Мария Шварис
Статьи, про поддержку в этом разделе.
Made on
Tilda